Содержание
Что происходит, когда рушится привычный порядок жизни в стране? Можно уехать, можно остаться. Великолепный мастер Надежда Петровна Ламанова осталась.
Кутюрье царской России в советское время
Конечно, ей нашлось бы место в Европе, и, уехав за границу, она и там бы открыла дом моды – таких эмигрантских русских салонов в Париже было немало. Однако Ламанова предпочла остаться, и в 56 лет начать жизнь заново. Позднее она писала: «Революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь«.
Лиля Брик и её сестра Эльза Триоле, 1925. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского
Ламанова, которая создавала роскошные наряды для элиты, теперь посвятила себя одежде для широких слоев населения, и делала это все с той же отдачей и увлеченностью. Она организовала Мастерскую современного костюма, работала инструктором по художественной промышленности, разрабатывала учебные программы, писала статьи по теории костюма, и, конечно же, разрабатывала новые модели – словом, нашла себя в новом мире.
Актриса Александра Хохлова в вечернем платье от Ламановой, ок. 1924
Заметим, этот мир вовсе не был так уж добр к ней – сначала за дворянское происхождение арестовали и саму Ламанову, и ее мужа, Андрея Каютова, и продержали в несколько месяцев Бутырской тюрьме. Их выручили друзья, среди которых был и Максим Горький; в определенной мере помог и авторитет Ламановой, которую знала вся Москва. Позднее мужа снова арестовали, за сопротивление изъятию церковных ценностей из Храма Христа Спасителя. Обвинение впоследствии было снято, но можно представить, как переживала Надежда Петровна.
Актриса Александра Хохлова в блузе и юбке от Ламановой, ок. 1924
А в 1928 очередной удар, ее лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц«. Может быть, это было не так уж и неожиданно, но, несомненно, несправедливо. Ведь без них было не обойтись! Ламанова писала: «Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова. Я работаю в деле пошивки женского платья как художник, то есть я создаю новые формы, новые образцы женской одежды… Я должна пояснить, что я лично создаю модели и образы женской одежды, их накалываю и оформляю, но не провожу сама техническую сторону работы…» Через два года, правда, в правах её восстановили. А работать она не прекращала ни на минуту.
Ламанова и Мухина – уникальная дружба
Иллюстрация из журнала «Ателье», 1923
Мы знаем Веру Мухину в основном как автора знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», а вот то, что она занималась не только монументальным искусством, но и прикладным, известно куда меньше. Ещё до революции молодой скульптор рисовала эскизы для театральных костюмов и оформления постановок Камерного театра (к сожалению, не состоявшихся). А в 1920-х она познакомилась с Надеждой Петровной. Завязалась дружба, и постепенно сложился творческий тандем.
Иллюстрация из альбома «Искусство в быту», 1925
Они выпустили альбом «Искусство в быту», в котором представили бытовые модели, одновременно и красивые, и целесообразные. Ламанова выступила как теоретик, а Мухина воплотила идеи на бумаге. Их платья предназначались не для профессиональных портних, а для обычных женщин. У каждой, считали авторы, должна быть возможность сшить себе достойный наряд.
Гран-при в Париже
Иллюстрация из журнала «Красная Нива», 1925
В 1925 Ламанова и Мухина приняли участие во Всемирной выставке в Париже. Подготовка оказалась сложнее, чем мы сейчас можем представить. В распоряжении наших мастеров были только самые простые материалы, от бязи и полотна до солдатского сукна. Ещё большую проблему представляла фурнитура, так что в ход шло всё, от соломы до дерева. Скромным и практичным моделям, украшенным в народном стиле, предстояло конкурировать на выставке с роскошными творениями западных кутюрье… однако Ламанова и Мухина справились! И получили Гран при за «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением«. Больше в истории российского костюма такого успеха не случалось.
Финал
Жизнь Ламановой постепенно обрастала легендами, то же случилось и с её смертью. Нередко пишут, мол, когда во время эвакуации москвичей в октябре 1941 Ламанова пришла к театру, оказалось, что все уже уехали, а её, пожилую женщину, просто позабыли. Тогда она села на лавочку, и на ней же умерла в полном одиночестве…
Кадр из фильма «Цирк», 1936. Любовь Орлова (Марион Диксон) в наряде от Ламановой
На самом деле всё было сложнее. Когда утром назначенного дня они с младшей сестрой приехали в театр, оттуда уже выезжали грузовики – как выразилась Мария Петровна в письме к Вере Мухиной, «Надюша оказалась не нужна«. Сёстры не знали, что это была только первая эвакуационная группа. Мария попыталась утешить Надежду, мол, они переждут это тяжёлое время на даче. На следующий день они снова отправились в театр, и вот, когда спускались вниз по Дмитровке, напротив амбулатории Большого театра Ламановой стало плохо. Она только успела попросить у сестры нашатырь, упала и больше уже не поднялась…
Ламанова сегодня
Конкурсу профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой исполнилось четверть уже века – он проводится с 1994. Создавался он для поддержки молодых дизайнеров, и среди лауреатов конкурса множество известных теперь имён. Он проходит при поддержке Дома Моды Вячеслава Михайловича Зайцева, и такое мероприятие – самый лучший памятник, который только можно пожелать, если речь идет о модельере. Надежда Ламанова по-прежнему с нами!