Как работать за гончарным кругом — особенности и техники лепки глины

0
758

Содержание

Как работать за гончарным кругом — особенности и техники лепки глины

Кто и когда изобрел гончарный круг – не могут точно сказать даже дотошные археологи. Предполагается, что это произошло примерно четыре тысячи лет назад в Месопотамии или в Индии. Благодаря этому гениальному творению появилась возможность делать удобную и красивую посуду. Она нередко трескалась и разлеталась на черепки, поэтому мастера никогда не оставались без работы. Со временем ручной труд заменили машинным, на смену глине пришли другие материалы – более прочные, универсальные и дешевые.

Сейчас многочисленные секции, школы и студии предлагают всем желающим научиться гончарному искусству, потратив на это месяц или немного больше и, конечно же, определенную сумму. Можно осваивать азы с наставником или самостоятельно, например, по книгам или роликам на YouTube. Но для начала нелишним будет понять – на чем, из чего и как лепить шедевр.

Путешествие из древности в будущее

Ручной круг придумали первым, таким до сих пор пользуются в некоторых африканских племенах. Он представлял собой диск, насаженный на ось, и был не очень удобен: приходилось одной рукой раскручивать диск, а другой работать с глиной.

На смену ему пришел ножной круг. Он состоял из вертикальной железной оси, сверху на ней закреплялся диск для лепки, а внизу – маховик. Ногой его приводили в движение и регулировали скорость вращения. Это освободило обе руки, увеличило производительность работы и позволило экспериментировать с формой и объемом, делать изящные и качественные вещи.

Современный гончарный круг чем-то напоминает швейную машинку с электрическим приводом. Нажатием ногой на педаль регулируется скорость движения диска. Такое устройство бывает компактным, имеет ножки или солидное основание. Его можно разместить на столе, поставить в комнате или оснастить им мастерскую. Цена в среднем – от 40 т. р. до 200 т. р.

Некоторые мастера до сих пор предпочитают работать по старинке, полагая, что это позволяет лучше чувствовать материал. Но у электрических, в сравнении с традиционными, есть существенные преимущества:

  • возможность купить в специализированных магазинах готовые устройства и запчасти к ним

  • широкий выбор моделей в разном ценовом диапазоне

  • простота в обращении

  • легко освоить начинающим.

У гончарного круга есть особенность, к которой новичкам бывает трудно привыкнуть, – он вращается против часовой стрелки.

Материал для работы за гончарным кругом

Глина – древняя осадочная порода с пластичными минеральными частицами. Именно они при соединении с водой и превращают ее в податливый и удобный материал для творчества. При желании глину можно найти повсюду. Но не любая подойдет для занятия гончарным делом. Главный критерий оценки – степень пластичности. Опытный мастер проверяет ее, переминая в руках. Чем больше усилий приходится прилагать для придания нужных очертаний, тем меньше образец пригоден к работе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Introduction to Reproductive anatomy and Houston flower shop

Натуральная бывает не только красно-коричневой, но и черной, зеленой, голубой, желтой, серой, белой. Цвет зависит от органических веществ, который в ней содержатся. При обжиге изделие может менять цвет, иногда кардинально – с черного на белый, как уникальная филимоновская. Специалисты не рекомендуют брать шоколадную и грязно-черную, она содержит много органики, поэтому при обжигании источает неприятный запах.

Глина в природном состоянии подойдет. Но перед этим над ней придётся потрудиться:

  • добыть в карьере или в месте свободного доступа к ней

  • выдержать на улице в течение года

  • размочить до жидкого состояния

  • отстоять и отфильтровать

  • основательно перемять.

Или купить готовый продукт в специализированном магазине. Это сбалансированные по составу и смеси природных элементов массы, которые перед работой остается только промочить и промять.

Подбор подходящей глины для гончарного круга

Обращение в специализированные магазины позволит увидеть широкий ассортимент и получить рекомендации. Поэтому на начальном этапе лучше выбирать этот способ приобретения. Подходящие варианты для новичка можно найти среди продукции российских, испанских, немецких производителей. Некоторые массы универсальны и используются как для гончарной, так и ручной лепки.

При выборе массы необходимо посмотреть на состав. Красно-жгущиеся после обжига приобретают оттенки от красного до фиолетового. Беложгущиеся – от белого до светло-желтого и светло-розового.

Важным показателем служит и температура обжига. Выбирать вариант стоит в зависимости от того, какие возможности есть у мастерской, куда понесете изделие.

«Правильная» глина должна быть:

  • жирная на ощупь

  • тяжелая

  • податливая

  • упругая

  • с твердым характером, чтобы выдержать форму, которую ей придает гончар.

Перед тем, как взять материал в работу, необходимо его тщательно промять, чтобы выпустить лишние пузырьки воздуха. Процесс похож на то, как хозяйки вымешивают и обминают тесто.

Но как “поставить руки”?

Это может сделать только профессионал, или же более опытный наставник. Иначе не научиться точно чувствовать толщину стенок, а изделие выйдет слишком тяжелым и неправильной конфигурации. Есть основные принципы и положения рук, но чтобы понять и усвоить их, одних роликов в Интернете будет мало.

Если вам интересно гончарное ремесло, и вы хотите узнать больше о ручной лепке, а также работе за профессиональным гончарным кругом, мы знаем что вам нужно. Школа “Колокол” предлагает разнообразные курсы и мастер-классы лепки из глины. С радостью научим вас работе с глиной, оборудованием, и обязательно подарим хорошее настроение.

Основы работы за гончарным кругом

  • Центровка. Массе придают конусообразную форму, а потом опускают вниз, превращая в шайбу. Эту операцию повторяют несколько раз, чтобы хорошенько смешать глину, выгнать из нее мелкие пузырьки воздуха. Чем сильнее оказывается давление на заготовку, тем быстрее должен вращаться круг.

  • Несмотря на то, что это действие кажется простым, правильной центровке лучше учиться у профессионалов. Иначе незавершенный шедевр сорвется, испортив вам настроение и окружающие предметы. Ученикам иногда завязывают глаза, чтобы они прочувствовали материал, не отвлекались и сосредоточились лишь на работе.

  • Когда заготовка примет форму правильной полусферы и будет вращаться без «биения», не «вихляя» из стороны в сторону, – можно переходить к следующему этапу.

  • Формирование донышка. Отцентрованная масса продавливается в середине большим пальцем левой руки, а правой поддерживает и направляет остальную массу. Края куска разгибаются до диаметра предполагаемого изделия и начинается формирование цилиндра.

  • Вытягивание стенок – для этого используются указательный и средний пальцы внутри сосуда, остальные – на внешней части.

  • Циклевание – выравнивание внешних стенок изделия с помощью цикли (см. Инструменты). Далее его можно с помощью струны снять с круга, предварительно вытерев руки досуха.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Электровелосипед: что нужно знать, как правильно выбрать, доступность, мобильность транспорта, стоимость, популярность

Для придания сосуду нужной формы, можно расширить верхнюю часть, провести формовку тулова, расширить или сузить стенки, сделать носик или ручку. Подсушенный сосуд обтачивают с помощью железных скребков.

Какие ещё инструменты нужны для лепки

Чтобы сделать сосуд, нужны только глина, вода, руки мастера и гончарный круг. Чтобы украсить созданное, проработать детали, добавить фактуру, убрать лишнее или присоединить нужное, необходимы специальные инструменты.

  • Струна или проволока – для выравнивания верхнего края и срезания готового сосуда с основания. Похожа на лучковую пилу или представляют собой проволоку с деревянными ручками на концах.

  • Скребки и цикли – для «заглаживания» и шлифовки поверхности посуды. Они бывают разного размера, из металла, дерева и резины.

  • Клюшки или кочерги – для удаления излишков с подсохшего сосуда. Их делают из стального прута или проволоки.

  • Стеки – незаменимый инструмент для мелких исправлений. Плоскими инструментами придают форму и выравнивают стенки. Фактурными наносят бороздки. Петлями убирают лишнюю глину внутри, обрезают края, протачивают и обтачивают полуду, придают ей текстуру и рельеф.

  • Губки – с их помощью увлажняют изделие в процессе центровки, удаляют излишки влаги, вытягивают и ровняют стенки.

  • Шило – им измеряют толщину стенок, обрезают и режут детали, делают насечки, дырки и разметку.

Для работы также необходимы:

  • специальный фартук с разделенной надвое нижней частью, чтобы прикрывать каждую ногу по отдельности

  • емкость для воды, которой смачивают изделия и руки

  • коврик, на который устанавливается готовый шедевр.

Для декорирования используются штампы, ролики и валики, дыроколы, экструдеры, фактурные гребни и другие приспособления.

Ознакомившись с этой информацией, вы конечно же не станете профессионалом, но сможете сложить представление об огромной нише ремёсел. Всё начинается с малого, именно поэтому, если вас заинтересовала лепка из глины, или же работа за гончарным кругом — стоит просто начать, и у вас всё получится!