Содержание
Как работать за гончарным кругом — особенности и техники лепки глины
Кто и когда изобрел гончарный круг – не могут точно сказать даже дотошные археологи. Предполагается, что это произошло примерно четыре тысячи лет назад в Месопотамии или в Индии. Благодаря этому гениальному творению появилась возможность делать удобную и красивую посуду. Она нередко трескалась и разлеталась на черепки, поэтому мастера никогда не оставались без работы. Со временем ручной труд заменили машинным, на смену глине пришли другие материалы – более прочные, универсальные и дешевые.
Сейчас многочисленные секции, школы и студии предлагают всем желающим научиться гончарному искусству, потратив на это месяц или немного больше и, конечно же, определенную сумму. Можно осваивать азы с наставником или самостоятельно, например, по книгам или роликам на YouTube. Но для начала нелишним будет понять – на чем, из чего и как лепить шедевр.
Путешествие из древности в будущее
Ручной круг придумали первым, таким до сих пор пользуются в некоторых африканских племенах. Он представлял собой диск, насаженный на ось, и был не очень удобен: приходилось одной рукой раскручивать диск, а другой работать с глиной.
На смену ему пришел ножной круг. Он состоял из вертикальной железной оси, сверху на ней закреплялся диск для лепки, а внизу – маховик. Ногой его приводили в движение и регулировали скорость вращения. Это освободило обе руки, увеличило производительность работы и позволило экспериментировать с формой и объемом, делать изящные и качественные вещи.
Современный гончарный круг чем-то напоминает швейную машинку с электрическим приводом. Нажатием ногой на педаль регулируется скорость движения диска. Такое устройство бывает компактным, имеет ножки или солидное основание. Его можно разместить на столе, поставить в комнате или оснастить им мастерскую. Цена в среднем – от 40 т. р. до 200 т. р.
Некоторые мастера до сих пор предпочитают работать по старинке, полагая, что это позволяет лучше чувствовать материал. Но у электрических, в сравнении с традиционными, есть существенные преимущества:
-
возможность купить в специализированных магазинах готовые устройства и запчасти к ним
-
широкий выбор моделей в разном ценовом диапазоне
-
простота в обращении
-
легко освоить начинающим.
У гончарного круга есть особенность, к которой новичкам бывает трудно привыкнуть, – он вращается против часовой стрелки.
Материал для работы за гончарным кругом
Глина – древняя осадочная порода с пластичными минеральными частицами. Именно они при соединении с водой и превращают ее в податливый и удобный материал для творчества. При желании глину можно найти повсюду. Но не любая подойдет для занятия гончарным делом. Главный критерий оценки – степень пластичности. Опытный мастер проверяет ее, переминая в руках. Чем больше усилий приходится прилагать для придания нужных очертаний, тем меньше образец пригоден к работе.
Натуральная бывает не только красно-коричневой, но и черной, зеленой, голубой, желтой, серой, белой. Цвет зависит от органических веществ, который в ней содержатся. При обжиге изделие может менять цвет, иногда кардинально – с черного на белый, как уникальная филимоновская. Специалисты не рекомендуют брать шоколадную и грязно-черную, она содержит много органики, поэтому при обжигании источает неприятный запах.
Глина в природном состоянии подойдет. Но перед этим над ней придётся потрудиться:
-
добыть в карьере или в месте свободного доступа к ней
-
выдержать на улице в течение года
-
размочить до жидкого состояния
-
отстоять и отфильтровать
-
основательно перемять.
Или купить готовый продукт в специализированном магазине. Это сбалансированные по составу и смеси природных элементов массы, которые перед работой остается только промочить и промять.
Подбор подходящей глины для гончарного круга
Обращение в специализированные магазины позволит увидеть широкий ассортимент и получить рекомендации. Поэтому на начальном этапе лучше выбирать этот способ приобретения. Подходящие варианты для новичка можно найти среди продукции российских, испанских, немецких производителей. Некоторые массы универсальны и используются как для гончарной, так и ручной лепки.
При выборе массы необходимо посмотреть на состав. Красно-жгущиеся после обжига приобретают оттенки от красного до фиолетового. Беложгущиеся – от белого до светло-желтого и светло-розового.
Важным показателем служит и температура обжига. Выбирать вариант стоит в зависимости от того, какие возможности есть у мастерской, куда понесете изделие.
«Правильная» глина должна быть:
-
жирная на ощупь
-
тяжелая
-
податливая
-
упругая
-
с твердым характером, чтобы выдержать форму, которую ей придает гончар.
Перед тем, как взять материал в работу, необходимо его тщательно промять, чтобы выпустить лишние пузырьки воздуха. Процесс похож на то, как хозяйки вымешивают и обминают тесто.
Но как “поставить руки”?
Это может сделать только профессионал, или же более опытный наставник. Иначе не научиться точно чувствовать толщину стенок, а изделие выйдет слишком тяжелым и неправильной конфигурации. Есть основные принципы и положения рук, но чтобы понять и усвоить их, одних роликов в Интернете будет мало.
Если вам интересно гончарное ремесло, и вы хотите узнать больше о ручной лепке, а также работе за профессиональным гончарным кругом, мы знаем что вам нужно. Школа “Колокол” предлагает разнообразные курсы и мастер-классы лепки из глины. С радостью научим вас работе с глиной, оборудованием, и обязательно подарим хорошее настроение.
Основы работы за гончарным кругом
-
Центровка. Массе придают конусообразную форму, а потом опускают вниз, превращая в шайбу. Эту операцию повторяют несколько раз, чтобы хорошенько смешать глину, выгнать из нее мелкие пузырьки воздуха. Чем сильнее оказывается давление на заготовку, тем быстрее должен вращаться круг.
-
Несмотря на то, что это действие кажется простым, правильной центровке лучше учиться у профессионалов. Иначе незавершенный шедевр сорвется, испортив вам настроение и окружающие предметы. Ученикам иногда завязывают глаза, чтобы они прочувствовали материал, не отвлекались и сосредоточились лишь на работе.
-
Когда заготовка примет форму правильной полусферы и будет вращаться без «биения», не «вихляя» из стороны в сторону, – можно переходить к следующему этапу.
-
Формирование донышка. Отцентрованная масса продавливается в середине большим пальцем левой руки, а правой поддерживает и направляет остальную массу. Края куска разгибаются до диаметра предполагаемого изделия и начинается формирование цилиндра.
-
Вытягивание стенок – для этого используются указательный и средний пальцы внутри сосуда, остальные – на внешней части.
-
Циклевание – выравнивание внешних стенок изделия с помощью цикли (см. Инструменты). Далее его можно с помощью струны снять с круга, предварительно вытерев руки досуха.
Для придания сосуду нужной формы, можно расширить верхнюю часть, провести формовку тулова, расширить или сузить стенки, сделать носик или ручку. Подсушенный сосуд обтачивают с помощью железных скребков.
Какие ещё инструменты нужны для лепки
Чтобы сделать сосуд, нужны только глина, вода, руки мастера и гончарный круг. Чтобы украсить созданное, проработать детали, добавить фактуру, убрать лишнее или присоединить нужное, необходимы специальные инструменты.
-
Струна или проволока – для выравнивания верхнего края и срезания готового сосуда с основания. Похожа на лучковую пилу или представляют собой проволоку с деревянными ручками на концах.
-
Скребки и цикли – для «заглаживания» и шлифовки поверхности посуды. Они бывают разного размера, из металла, дерева и резины.
-
Клюшки или кочерги – для удаления излишков с подсохшего сосуда. Их делают из стального прута или проволоки.
-
Стеки – незаменимый инструмент для мелких исправлений. Плоскими инструментами придают форму и выравнивают стенки. Фактурными наносят бороздки. Петлями убирают лишнюю глину внутри, обрезают края, протачивают и обтачивают полуду, придают ей текстуру и рельеф.
-
Губки – с их помощью увлажняют изделие в процессе центровки, удаляют излишки влаги, вытягивают и ровняют стенки.
-
Шило – им измеряют толщину стенок, обрезают и режут детали, делают насечки, дырки и разметку.
Для работы также необходимы:
-
специальный фартук с разделенной надвое нижней частью, чтобы прикрывать каждую ногу по отдельности
-
емкость для воды, которой смачивают изделия и руки
-
коврик, на который устанавливается готовый шедевр.
Для декорирования используются штампы, ролики и валики, дыроколы, экструдеры, фактурные гребни и другие приспособления.
Ознакомившись с этой информацией, вы конечно же не станете профессионалом, но сможете сложить представление об огромной нише ремёсел. Всё начинается с малого, именно поэтому, если вас заинтересовала лепка из глины, или же работа за гончарным кругом — стоит просто начать, и у вас всё получится!