Как работать за гончарным кругом — особенности и техники лепки глины

0
1034

Содержание

Как работать за гончарным кругом — особенности и техники лепки глины

Кто и когда изобрел гончарный круг – не могут точно сказать даже дотошные археологи. Предполагается, что это произошло примерно четыре тысячи лет назад в Месопотамии или в Индии. Благодаря этому гениальному творению появилась возможность делать удобную и красивую посуду. Она нередко трескалась и разлеталась на черепки, поэтому мастера никогда не оставались без работы. Со временем ручной труд заменили машинным, на смену глине пришли другие материалы – более прочные, универсальные и дешевые.

Сейчас многочисленные секции, школы и студии предлагают всем желающим научиться гончарному искусству, потратив на это месяц или немного больше и, конечно же, определенную сумму. Можно осваивать азы с наставником или самостоятельно, например, по книгам или роликам на YouTube. Но для начала нелишним будет понять – на чем, из чего и как лепить шедевр.

Путешествие из древности в будущее

Ручной круг придумали первым, таким до сих пор пользуются в некоторых африканских племенах. Он представлял собой диск, насаженный на ось, и был не очень удобен: приходилось одной рукой раскручивать диск, а другой работать с глиной.

На смену ему пришел ножной круг. Он состоял из вертикальной железной оси, сверху на ней закреплялся диск для лепки, а внизу – маховик. Ногой его приводили в движение и регулировали скорость вращения. Это освободило обе руки, увеличило производительность работы и позволило экспериментировать с формой и объемом, делать изящные и качественные вещи.

Современный гончарный круг чем-то напоминает швейную машинку с электрическим приводом. Нажатием ногой на педаль регулируется скорость движения диска. Такое устройство бывает компактным, имеет ножки или солидное основание. Его можно разместить на столе, поставить в комнате или оснастить им мастерскую. Цена в среднем – от 40 т. р. до 200 т. р.

Некоторые мастера до сих пор предпочитают работать по старинке, полагая, что это позволяет лучше чувствовать материал. Но у электрических, в сравнении с традиционными, есть существенные преимущества:

  • возможность купить в специализированных магазинах готовые устройства и запчасти к ним

  • широкий выбор моделей в разном ценовом диапазоне

  • простота в обращении

  • легко освоить начинающим.

У гончарного круга есть особенность, к которой новичкам бывает трудно привыкнуть, – он вращается против часовой стрелки.

Материал для работы за гончарным кругом

Глина – древняя осадочная порода с пластичными минеральными частицами. Именно они при соединении с водой и превращают ее в податливый и удобный материал для творчества. При желании глину можно найти повсюду. Но не любая подойдет для занятия гончарным делом. Главный критерий оценки – степень пластичности. Опытный мастер проверяет ее, переминая в руках. Чем больше усилий приходится прилагать для придания нужных очертаний, тем меньше образец пригоден к работе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  1С Бухгалтерское обслуживание предлагает несколько выгодных предложений

Натуральная бывает не только красно-коричневой, но и черной, зеленой, голубой, желтой, серой, белой. Цвет зависит от органических веществ, который в ней содержатся. При обжиге изделие может менять цвет, иногда кардинально – с черного на белый, как уникальная филимоновская. Специалисты не рекомендуют брать шоколадную и грязно-черную, она содержит много органики, поэтому при обжигании источает неприятный запах.

Глина в природном состоянии подойдет. Но перед этим над ней придётся потрудиться:

  • добыть в карьере или в месте свободного доступа к ней

  • выдержать на улице в течение года

  • размочить до жидкого состояния

  • отстоять и отфильтровать

  • основательно перемять.

Или купить готовый продукт в специализированном магазине. Это сбалансированные по составу и смеси природных элементов массы, которые перед работой остается только промочить и промять.

Подбор подходящей глины для гончарного круга

Обращение в специализированные магазины позволит увидеть широкий ассортимент и получить рекомендации. Поэтому на начальном этапе лучше выбирать этот способ приобретения. Подходящие варианты для новичка можно найти среди продукции российских, испанских, немецких производителей. Некоторые массы универсальны и используются как для гончарной, так и ручной лепки.

При выборе массы необходимо посмотреть на состав. Красно-жгущиеся после обжига приобретают оттенки от красного до фиолетового. Беложгущиеся – от белого до светло-желтого и светло-розового.

Важным показателем служит и температура обжига. Выбирать вариант стоит в зависимости от того, какие возможности есть у мастерской, куда понесете изделие.

«Правильная» глина должна быть:

  • жирная на ощупь

  • тяжелая

  • податливая

  • упругая

  • с твердым характером, чтобы выдержать форму, которую ей придает гончар.

Перед тем, как взять материал в работу, необходимо его тщательно промять, чтобы выпустить лишние пузырьки воздуха. Процесс похож на то, как хозяйки вымешивают и обминают тесто.

Но как “поставить руки”?

Это может сделать только профессионал, или же более опытный наставник. Иначе не научиться точно чувствовать толщину стенок, а изделие выйдет слишком тяжелым и неправильной конфигурации. Есть основные принципы и положения рук, но чтобы понять и усвоить их, одних роликов в Интернете будет мало.

Если вам интересно гончарное ремесло, и вы хотите узнать больше о ручной лепке, а также работе за профессиональным гончарным кругом, мы знаем что вам нужно. Школа “Колокол” предлагает разнообразные курсы и мастер-классы лепки из глины. С радостью научим вас работе с глиной, оборудованием, и обязательно подарим хорошее настроение.

Основы работы за гончарным кругом

  • Центровка. Массе придают конусообразную форму, а потом опускают вниз, превращая в шайбу. Эту операцию повторяют несколько раз, чтобы хорошенько смешать глину, выгнать из нее мелкие пузырьки воздуха. Чем сильнее оказывается давление на заготовку, тем быстрее должен вращаться круг.

  • Несмотря на то, что это действие кажется простым, правильной центровке лучше учиться у профессионалов. Иначе незавершенный шедевр сорвется, испортив вам настроение и окружающие предметы. Ученикам иногда завязывают глаза, чтобы они прочувствовали материал, не отвлекались и сосредоточились лишь на работе.

  • Когда заготовка примет форму правильной полусферы и будет вращаться без «биения», не «вихляя» из стороны в сторону, – можно переходить к следующему этапу.

  • Формирование донышка. Отцентрованная масса продавливается в середине большим пальцем левой руки, а правой поддерживает и направляет остальную массу. Края куска разгибаются до диаметра предполагаемого изделия и начинается формирование цилиндра.

  • Вытягивание стенок – для этого используются указательный и средний пальцы внутри сосуда, остальные – на внешней части.

  • Циклевание – выравнивание внешних стенок изделия с помощью цикли (см. Инструменты). Далее его можно с помощью струны снять с круга, предварительно вытерев руки досуха.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Фетровые брелочки: очаровательный и функциональный аксессуар

Для придания сосуду нужной формы, можно расширить верхнюю часть, провести формовку тулова, расширить или сузить стенки, сделать носик или ручку. Подсушенный сосуд обтачивают с помощью железных скребков.

Какие ещё инструменты нужны для лепки

Чтобы сделать сосуд, нужны только глина, вода, руки мастера и гончарный круг. Чтобы украсить созданное, проработать детали, добавить фактуру, убрать лишнее или присоединить нужное, необходимы специальные инструменты.

  • Струна или проволока – для выравнивания верхнего края и срезания готового сосуда с основания. Похожа на лучковую пилу или представляют собой проволоку с деревянными ручками на концах.

  • Скребки и цикли – для «заглаживания» и шлифовки поверхности посуды. Они бывают разного размера, из металла, дерева и резины.

  • Клюшки или кочерги – для удаления излишков с подсохшего сосуда. Их делают из стального прута или проволоки.

  • Стеки – незаменимый инструмент для мелких исправлений. Плоскими инструментами придают форму и выравнивают стенки. Фактурными наносят бороздки. Петлями убирают лишнюю глину внутри, обрезают края, протачивают и обтачивают полуду, придают ей текстуру и рельеф.

  • Губки – с их помощью увлажняют изделие в процессе центровки, удаляют излишки влаги, вытягивают и ровняют стенки.

  • Шило – им измеряют толщину стенок, обрезают и режут детали, делают насечки, дырки и разметку.

Для работы также необходимы:

  • специальный фартук с разделенной надвое нижней частью, чтобы прикрывать каждую ногу по отдельности

  • емкость для воды, которой смачивают изделия и руки

  • коврик, на который устанавливается готовый шедевр.

Для декорирования используются штампы, ролики и валики, дыроколы, экструдеры, фактурные гребни и другие приспособления.

Ознакомившись с этой информацией, вы конечно же не станете профессионалом, но сможете сложить представление об огромной нише ремёсел. Всё начинается с малого, именно поэтому, если вас заинтересовала лепка из глины, или же работа за гончарным кругом — стоит просто начать, и у вас всё получится!