Содержание
В формировании личности ребенка большую роль играет развитие речи. В случае выявления речевых нарушений у ребенка логопед начнет коррекционную работу, включающую выявление проблем и применение необходимых методов для совершенствования навыков речи.
В связи с новым образовательным стандартом необходимо пересмотреть концепцию организации пространства в логопедическом кабинете дошкольных образовательных учреждений. На основании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) можно выделить несколько критериев, которым должен отвечать логопедический кабинет. Ему отведена особая роль, он должен быть оборудован всем необходимым для создания подходящей речевой среды и помочь детям преодолеть свои языковые проблемы,подготовиться к школе.
Функция логопедического кабинета – предоставить детям среду, способствующую коррекции и развитию их речи. Кабинет должен быть разделен на функциональные зоны, оборудован современным логопедическим оборудованием и методическими пособиями с необходимой литературой. Мебель должна соответствовать санитарным нормам.
Организация логопедической среды должна учитывать такие принципы:
- Материалы для самостоятельных занятий детей должны находиться в доступности на нижних полках.
- Для обеспечения системного подхода материалы должны быть распределены по темам так, чтобы каждая образовательная область имела свое отдельное место.
- Материалы и оборудование из одной области образования могут быть использованы в другой. Игровой материал подбирается в соответствии с возрастом и типом речевого нарушения.
- Мебель должна быть подвижной, а настенные материалы доступными.
- Материалы и методические пособия для занятий должны иметь несколько вариантов в зависимости от образовательных целей ребенка, а также возраста.
- Дети должны получать эстетическое наслаждение от нахождения в логопедическом кабинете. Материалы для наглядной агитации и мебель обязаны быть произведены из современных материалов, не вызывающих скуку у детей.
Требования к логопедическому кабинету в соответствии с ФГОС
Оформление логопедического кабинета должно быть точным и соответствовать всем требованиям ФГОС. При проведении индивидуальных, групповых и подгрупповые занятий площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2. Светильники и другое оборудование должны удовлетворять санитарно-эпидемиологическим нормам.
В целях создания благоприятных условий коррекционно-развивающей среды пространство логопедического кабинета должно быть поделено на такие зоны:
- Рабочая зона учителя-логопеда.
- Зона индивидуальной работы.
- Учебная зона.
Благодаря оборудованию и инструментам кабинет логопеда играет ключевую роль в коррекционно-развивающем процессе. Инструменты, необходимые для оснащения кабинета логопеда должны включать в себя:
- Большое настенное зеркало размером 50×150 см.
- Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
- В списке присутствуют мебель, в том числе детские столы и стулья. Также отдельно стоит выделить стол для логопеда.
- Логопедические инструменты и материалы. К примеру, зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки и чистое полотенце.
- Стеллажи и шкафы предназначены для размещения наглядных материалов, развивающих игр и литературы.
- Настенные часы, секундомер и метроном.
- Магнитная доска.
- Фланелеграф.
- Бактерицидный облучатель.
- Раковина.
Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, поддерживающим эффективное проведение логопедической работы.
Пространство кабинета должно быть визуально разделено на разные зоны, включая артикуляционную, зону дыхания, развития слухового восприятия, общей моторики, методическую, развития лексики и грамматики, и мотивационную зону. Это даёт возможность создания комфортной, дружелюбной и игровой атмосферы в логопедическом кабинете. Именно такая атмосфера способствует физическому развитию детей, а также помогает им с преодолением речевых трудностей.
Оснащение кабинета логопеда в школе — https://n-72.ru/catalog/vsye_dlya_shkoly/logoped_v_shkole/ по ФГОС.
Оборудование и инструменты
Логопед в своей работе применяет различные материалы и инструменты, которые способствуют улучшению речевых навыков у детей. Давайте более подробно рассмотрим такие инструменты:
- Речевые материалы позволяют научить ребенка новым сигналам, звукам, словам и конструкциям предложений. Для этого используют различные карточки с цифрами, буквами, картинками, фразами и так далее. Они зачастую в игровой форме, что делает занятия увлекательными для детей.
- Звуковая аппаратура позволяет записывать речь ребенка для оценки и анализа.
- Современное компьютерное оборудование предоставляет широкий спектр инструментов для логопедической работы. К примеру интерактивные упражнения, тесты и другие учебные материалы. Одно из главных преимуществ компьютерных программ — это личных подход к обучению ребенка.
- Применение игрушек для ролевых игр, в которых ребенок может применять свои речевые навыки. Это особенно полезно для развития коммуникативных навыков.
- Логопед может применять литературу для проведения занятий, решения задач, чтения вслух и обсуждения сюжетов.