Как поддерживать поток новых идей: советы Айзека Азимова

0
250

Если описать Айзека Азимова одним словом, то это будет слово «плодотворный». Он написал более 500 книг — художественных и научно-популярных. О том, как ему удавалось генерировать столько хороших идей, Азимов рассказал в одной из своих книг.

Как поддерживать поток новых идей: советы Айзека Азимова

Из автобиографии Айзека Азимова «Это была хорошая жизнь» (It’s Been a Good Life) можно извлечь полезные уроки. Сам Азимов не сразу начал писать по восемь часов в день семь дней в неделю. Так же, как и мы, он вырывал страницы, злился и начинал снова и снова. В своей автобиографии автор поделился тактикой, которую он разработал, чтобы идеи никогда не заканчивались.

1. Не переставайте учиться

Азимов был не только писателем-фантастом. У него была докторская степень по химии Колумбийского университета. Он писал о физике, древней истории и даже о Библии.

В отличие от многих современных «профессионалов», Азимов не перестал учиться с получением диплома.

Я, возможно, не смог бы написать столько книг на основе одних школьных знаний. Я должен был продолжать самообразование. Моя библиотека книг, к которым я обращался, росла, и я корпел над ними, так как постоянно боялся, что могу неверно понять что-то смехотворно простое для разбирающихся в предмете.

Чтобы генерировать хорошие идеи, мы должны потреблять хорошие идеи. Диплом — это вовсе не конец обучения, а только начало.

Азимов читал всё.

Всё это невероятно разнообразное чтение оставило свой неизгладимый след. Мои интересы простирались в двадцати различных направлениях, и все эти интересы остались. Я писал книги о мифологии, Библии, Шекспире, истории, науке и так далее.

Читайте больше, следуйте за своим любопытством. Никогда не переставайте инвестировать в себя.

 

2. Не боритесь с застоем

Как и все мы, Азимов часто застревал.

Часто, когда я работал над научно-фантастической повестью, я от всей души уставал от неё и был неспособен написать хоть ещё одно слово.

Останавливаться — это нормально. То, что случается дальше, наша реакция на это — вот то, что отделяет профессионала от любителя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех»

Азимов не позволял себя остановить. С годами он разработал стратегию.

Я не пялюсь на пустые листы бумаги. Я не трачу дни и ночи, пытаясь вытащить идеи из своей головы. Вместо этого я просто оставляю повесть и перехожу к одной из дюжины работ, которые лежат на повестке дня. Я пишу колонку в газету, эссе, короткую историю или работаю над одной из моих публицистических книг. Когда я устаю от этого, мой мозг становится способным делать работу правильно и заполняется вновь. Я возвращаюсь к своей повести и с лёгкостью её пишу.

Работа мозга — загадка. Когда мы отступаем назад, занимаясь другими проектами и нарочно игнорируя что-то, наше подсознание создаёт пространство для роста идей.

3. Берегитесь сопротивления

Каждый, кто создаёт что-то, знает страх оформления своих идей. Принеся однажды что-то миру, мы навсегда открываем это для отрицания и критики.

Такой страх крайне опасен для творчества. Назовём его сопротивлением. Азимову это чувство тоже было знакомо.

Обычный писатель склонен к неуверенности. Имеет ли смысл предложение, которое он только что написал? Выражена ли в нём мысль так хорошо, как могла бы? Звучало бы оно лучше, если бы было написано иначе? Обычный писатель поэтому всегда что-то меняет, обрезает, пытаясь использовать разные пути выражения себя, и, насколько я знаю, никогда не бывает полностью удовлетворённым.

Неуверенность в себе — это убийца нашего разума. Страх неприятия делает из нас перфекционистов. Но этот перфекционизм — просто панцирь. Мы залезаем в него в сложные для нас времена, он даёт нам ощущение безопасности, но это самообман.

У каждого из нас есть идеи. Разница между Азимовым и остальными в том, что мы отвергаем свои идеи прежде, чем даём им шанс. В конце концов, только отсутствие идей даёт гарантию, что они никогда не потерпят неудачу.

4. Снизьте свои стандарты

Азимов был против следования за идеалом. По его словам, стараться сделать всё правильно с первой попытки — большая ошибка. Вместо этого стоит для начала обозначить основное.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Вадим Зеланд: Ни в коем случае не убивайтесь по поводу недостатка или утраты денег

Думайте о себе как о художнике, делающем эскиз, чтобы решить, какая должна быть композиция, цвет и всё остальное. Сделав это, вы можете думать о финальном варианте.

Другими словами, не пытайтесь нарисовать Мону Лизу за один присест. Снизьте стандарты. Сделайте тестовый продукт, временный эскиз или черновик.

В тоже время Азимов отмечает самоуверенность.

Писатель не может просто сидеть и сомневаться в качестве своего творения. Скорее, он должен любить написанное. Я люблю.

Верьте в ваше творение. Это не значит, что вы должны делать идеально или не делать вообще. Настоящая уверенность — это расширение границ, ужасный провал и способность снова подняться. Да, мы падаем и страдаем. Именно поэтому мы успешны.

5. Делайте больше

Интересно, что Азимов также рекомендовал делать больше вещей как лекарство от перфекционизма.

К тому времени, когда книга опубликована, у писателя не остаётся времени на волнение о том, как она будет принята или как она будет продаваться. К этому моменту он уже продал несколько других книг и работает над новыми, это всё, что заботит его. Это приносит мир и спокойствие в его жизнь

Если у вас выходит новый продукт через несколько недель, то просто нет времени зацикливаться на провале. Если что-то провалилось, вам не так больно. Диверсификация — это страхование ума.

6. Помните о секретном ингредиенте

Начинающий писатель, друг Азимова, спросил его, откуда тот брал свои идеи. Азимов ответил: «Размышляя, и размышляя, и размышляя до тех пор, пока я не готов убить себя. […] Разве ты думал, что получить хорошую идею легко?».

Многие ночи Айзек проводил наедине со своим разумом.

Я не мог спать прошлой ночью, поэтому лежал, думая о статье, которую должен написать, и думал, и думал, и плакал в грустных местах. Моя ночь прошла великолепно.

Никто никогда не говорил, что придумать хорошие идеи просто. Если бы это было так, то они потеряли бы всякий смысл.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь