Если описать Айзека Азимова одним словом, то это будет слово «плодотворный». Он написал более 500 книг — художественных и научно-популярных. О том, как ему удавалось генерировать столько хороших идей, Азимов рассказал в одной из своих книг.
Из автобиографии Айзека Азимова «Это была хорошая жизнь» (It’s Been a Good Life) можно извлечь полезные уроки. Сам Азимов не сразу начал писать по восемь часов в день семь дней в неделю. Так же, как и мы, он вырывал страницы, злился и начинал снова и снова. В своей автобиографии автор поделился тактикой, которую он разработал, чтобы идеи никогда не заканчивались.
1. Не переставайте учиться
Азимов был не только писателем-фантастом. У него была докторская степень по химии Колумбийского университета. Он писал о физике, древней истории и даже о Библии.
В отличие от многих современных «профессионалов», Азимов не перестал учиться с получением диплома.
Я, возможно, не смог бы написать столько книг на основе одних школьных знаний. Я должен был продолжать самообразование. Моя библиотека книг, к которым я обращался, росла, и я корпел над ними, так как постоянно боялся, что могу неверно понять что-то смехотворно простое для разбирающихся в предмете.
Чтобы генерировать хорошие идеи, мы должны потреблять хорошие идеи. Диплом — это вовсе не конец обучения, а только начало.
Азимов читал всё.
Всё это невероятно разнообразное чтение оставило свой неизгладимый след. Мои интересы простирались в двадцати различных направлениях, и все эти интересы остались. Я писал книги о мифологии, Библии, Шекспире, истории, науке и так далее.
Читайте больше, следуйте за своим любопытством. Никогда не переставайте инвестировать в себя.
2. Не боритесь с застоем
Как и все мы, Азимов часто застревал.
Часто, когда я работал над научно-фантастической повестью, я от всей души уставал от неё и был неспособен написать хоть ещё одно слово.
Останавливаться — это нормально. То, что случается дальше, наша реакция на это — вот то, что отделяет профессионала от любителя.
Азимов не позволял себя остановить. С годами он разработал стратегию.
Я не пялюсь на пустые листы бумаги. Я не трачу дни и ночи, пытаясь вытащить идеи из своей головы. Вместо этого я просто оставляю повесть и перехожу к одной из дюжины работ, которые лежат на повестке дня. Я пишу колонку в газету, эссе, короткую историю или работаю над одной из моих публицистических книг. Когда я устаю от этого, мой мозг становится способным делать работу правильно и заполняется вновь. Я возвращаюсь к своей повести и с лёгкостью её пишу.
Работа мозга — загадка. Когда мы отступаем назад, занимаясь другими проектами и нарочно игнорируя что-то, наше подсознание создаёт пространство для роста идей.
3. Берегитесь сопротивления
Каждый, кто создаёт что-то, знает страх оформления своих идей. Принеся однажды что-то миру, мы навсегда открываем это для отрицания и критики.
Такой страх крайне опасен для творчества. Назовём его сопротивлением. Азимову это чувство тоже было знакомо.
Обычный писатель склонен к неуверенности. Имеет ли смысл предложение, которое он только что написал? Выражена ли в нём мысль так хорошо, как могла бы? Звучало бы оно лучше, если бы было написано иначе? Обычный писатель поэтому всегда что-то меняет, обрезает, пытаясь использовать разные пути выражения себя, и, насколько я знаю, никогда не бывает полностью удовлетворённым.
Неуверенность в себе — это убийца нашего разума. Страх неприятия делает из нас перфекционистов. Но этот перфекционизм — просто панцирь. Мы залезаем в него в сложные для нас времена, он даёт нам ощущение безопасности, но это самообман.
У каждого из нас есть идеи. Разница между Азимовым и остальными в том, что мы отвергаем свои идеи прежде, чем даём им шанс. В конце концов, только отсутствие идей даёт гарантию, что они никогда не потерпят неудачу.
4. Снизьте свои стандарты
Азимов был против следования за идеалом. По его словам, стараться сделать всё правильно с первой попытки — большая ошибка. Вместо этого стоит для начала обозначить основное.
Думайте о себе как о художнике, делающем эскиз, чтобы решить, какая должна быть композиция, цвет и всё остальное. Сделав это, вы можете думать о финальном варианте.
Другими словами, не пытайтесь нарисовать Мону Лизу за один присест. Снизьте стандарты. Сделайте тестовый продукт, временный эскиз или черновик.
В тоже время Азимов отмечает самоуверенность.
Писатель не может просто сидеть и сомневаться в качестве своего творения. Скорее, он должен любить написанное. Я люблю.
Верьте в ваше творение. Это не значит, что вы должны делать идеально или не делать вообще. Настоящая уверенность — это расширение границ, ужасный провал и способность снова подняться. Да, мы падаем и страдаем. Именно поэтому мы успешны.
5. Делайте больше
Интересно, что Азимов также рекомендовал делать больше вещей как лекарство от перфекционизма.
К тому времени, когда книга опубликована, у писателя не остаётся времени на волнение о том, как она будет принята или как она будет продаваться. К этому моменту он уже продал несколько других книг и работает над новыми, это всё, что заботит его. Это приносит мир и спокойствие в его жизнь
Если у вас выходит новый продукт через несколько недель, то просто нет времени зацикливаться на провале. Если что-то провалилось, вам не так больно. Диверсификация — это страхование ума.
6. Помните о секретном ингредиенте
Начинающий писатель, друг Азимова, спросил его, откуда тот брал свои идеи. Азимов ответил: «Размышляя, и размышляя, и размышляя до тех пор, пока я не готов убить себя. […] Разве ты думал, что получить хорошую идею легко?».
Многие ночи Айзек проводил наедине со своим разумом.
Я не мог спать прошлой ночью, поэтому лежал, думая о статье, которую должен написать, и думал, и думал, и плакал в грустных местах. Моя ночь прошла великолепно.
Никто никогда не говорил, что придумать хорошие идеи просто. Если бы это было так, то они потеряли бы всякий смысл.