Заикание у детей: причины и способы лечения

0
563

Содержание

art_des_4095-8229160

Заикание у детей – это тяжелое нарушение речи, которое выражается в расстройстве ее темпа, ритма, отсутствии плавности с одновременным нарушением дыхания и модуляции голоса, обусловленное судорогами. Заикание у детей встречается не часто, всего у 2-3 % дошкольников, преимущественно мальчиков, но в отдельных случаях достаточно трудно поддается коррекции, так как обусловлено поражением ЦНС.

Чаще всего заикание у детей возникает в период активного формирования речедвигательного центра и установления нейронных связей в головном мозге, который приходится на возраст 2-5 лет. Именно в этот период у ребенка формируются нейронные связи между центрами речи в головном мозге и активно развивается речевая функция. Заикание у детей может быть обусловлено тоническими или клоническими судорогами, которые локализованы:

  • в ротовой полости, а именно затрагивать органы артикуляции;
  • в органах дыхания, препятствуя полноценному выдоху;
  • в области голосовых складок.

Коррекция заикания у детей возможна и прогноз обычно благоприятный, однако для успеха семья, врачи и логопед должны работать сообща, систематически и достаточно долго. Также важно не изолировать ребенка от общества и детского коллектива, чтобы не усугублялась проблема формирования личности и черт характера.[1]

Как проявляется заикание

Проявляется заикание у детей в виде запинок, многократного повторения отдельных звуков, попытках избегать некоторых слов и звукосочетаний. Ребенок, страдающий заиканием, в силу возраста не всегда может сообщить о возникшей проблеме. Иногда ребенок маскирует нарушение, пугаясь этих ощущений. Поэтому взрослым следует обращать внимание на такие тревожные симптомы расстройства, как:

  • логофобия, при которой ребенок замолкает без видимой причины на несколько дней;
  • злоупотребление в процессе речи сопутствующими движениями (подергивания, размахивание руками, нахмуривание лба и носа);
  • неожиданные модуляции голоса, повышение громкости и переход на шепот;
  • напряжение ребенком мимических мышц;
  • длительное произнесение отдельных звуков;
  • испуг от необходимости общения;
  • речевые повторы.

Распознать заикание у ребенка на раннем этапе его возникновения очень важно, так как это позволит максимально эффективно провести коррекционную работу и избежать целого ряда сопутствующих неврологических и психологических проблем.

Если расстройство не удастся вылечить в дошкольном возрасте, в последующем это неминуемо негативно скажется на личности ребенка, сузив его возможности и круг общения. Кроме того, к речевому расстройству могут добавиться вегетативные осложнения, среди которых нарушения сердечного ритма, гипергидроз, скачки артериального давления, вегетососудистая дистония.

Виды заикания

Принято различать две базовых формы заикания у детей:

  • невротическую, или, иначе, логоневроз, являющуюся функциональным расстройством;
  • неврозоподобную, обусловленную поражением ЦНС.

При невротическом заикании в основе нарушения лежит некая психотравмирующая ситуация. В зависимости от того, насколько ребенок возбужден или эмоционально лабилен меняется интенсивность речевых судорог, вплоть до их полного исчезновения в период покоя. Встречается такая форма невроза у 4 из 100 детей 4-5 лет. Невротическое заикание легче поддается лечению, но только в том случае, если факторы, его спровоцировавшие, устранены.

Причиной невротического заикания может стать:

  • внезапный испуг или систематическое ощущение страха;
  • психотравмирующая ситуация;
  • ненадлежащие условия жизни и воспитания;
  • тяжелая болезнь;
  • лишение родительской заботы;
  • травма.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как найти смысл книг: что это, для чего искать смысл, уровни чтения, для чего читать литературу

В подавляющем большинстве случаев, такое заикание у детей является следствием специфики взаимоотношений в семье [2]. Так, например, если кто-то из родственников ребенка страдает от речевых судорог, он может начать подражать речи взрослого, копируя запинки. Также подобное проявление характерно для ребенка, в отношении которого проводится агрессивное педагогическое воздействие.

s03658531-2124117

Родители в таких семьях злоупотребляют развитием речи, предъявляют к ребенку высокие требования и создают для его неокрепшей психики чрезмерные нагрузки. Кроме того, логоневроз может развиться у ребенка, воспитывающегося в двуязычной семье.

При благоприятном стечении обстоятельств, невротическое заикание у ребенка проходит быстро, не требуя особого воздействия, кроме приведения нервной системы в спокойное состояние. Однако, если ситуация затягивается, невротическое заикание переходит в хроническую форму и здесь уже без квалифицированной помощи не обойтись. Если к функциональному заиканию у детей присоединяются такие расстройства, как фобии, истеричность, недержание мочи и кала, избавить ребенка от недуга будет крайне сложно.

Неврозоподобное заикание имеет место, когда есть органическое поражение ЦНС. Причина чаще всего связана с патологией внутриутробного развития, когда на организм будущей матери воздействуют некие неблагоприятные факторы [3]. К таковым относятся:

  • инфекции, проникающие через фетоплацентарный барьер;
  • прием медикаментов;
  • воздействие химикатов и сильнодействующих веществ;
  • курение и употребление алкоголя;
  • расстройства психики;
  • тяжелое течение беременности.

Кроме того, спровоцировать у ребенка неврозоподобное заикание способны родовые травмы и повреждения ЦНС, имевшие место в младенчестве и раннем детстве. Установлено, что неврозоподобное заикание наследуется генетически, так как при выявлении заикания у детей часто оказывается, что их близкие родственники также страдали от речевых судорог [3].

Ребенок, имеющий неврозоподобное заикание не страдает логофобией, наоборот, весьма активен и словоохотлив. Темп речи повышен, что затрудняет восприятие слов ребенка. Присутствуют активные сопутствующие движения. При этом его речь развита плохо и присутствуют иные логопедические отклонения, среди которых ОНР, дислалия и дизартрия. Интенсивность неврозоподобного заикания не взаимосвязана с настроением и самочувствием ребенка. При этом отмечаются отклонения в поведении, ребенок импульсивен, расторможен, неохотно подчиняется дисциплине.

Кроме того, заикание у детей классифицируется в зависимости от силы и степени выраженности речевых судорог на три степени:

  1. Легкая степень, при которой заикание у детей заметно лишь при его монологе, когда необходимость говорить возникла внезапно;
  2. Средняя степень, для которой характерны запинки в любой разговорной речи ребенка;
  3. Тяжелая степень заикания у детей проявляется сильно выраженными судорогами при любом речевом акте.

Заикание у детей протекает по-разному и в данной связи специалистами предложена еще одна классификация, позволяющая дифференцировать недуг в зависимости от его характера. Так, принято различать:

  • периодическое заикание у ребенка, когда запинки возникают время от времени;
  • стабильное заикание, при котором ребенок имеет речевые судороги постоянно;
  • волновое, которое представляет собой чередование периода нормальной речи и проявления заикания у детей.

Коррекция заикания у детей

Коррекция заикания у детей – весьма сложная задача, решать которую призваны логопеды, неврологи, психотерапевты и врачи общей практики. Проходит коррекция заикания у детей в три этапа:

  • уменьшение интенсивности и частоты речевых судорог и запинок;
  • устранение судорог при произнесении отдельных слов и фраз;
  • отработка навыка спонтанной речи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Три технологии печати на картонных коробках

Ребенок, страдающий заиканием, в первую очередь нуждается в нормализации психических процессов, так как его нервная система весьма уязвима.

depositphotos_142939201_xl-2015-4115443

Рекомендовано создать для ребенка благоприятную, спокойную среду, исключив чрезмерные конфликты между членами семьи. Укрепление ЦНС – основа лечения заикания у детей. Достигается это улучшением образа жизни, лечебно-оздоровительными процедурами и медикаментозным воздействием.

Так, при заикании у детей, могут быть назначены ноотропные препараты, действие которых направлено на поддержку нервной системы, снятие напряжения и улучшение обменных процессов в ЦНС. Одним из таких препаратов является «Гопантомид», который выпускается как в форме таблеток дозировкой по 250 и 500 мг, так и в виде сиропа. Гопантомид является легким противосудорожным средством, что может благоприятно сказаться на избавлении ребенка от речевых судорог.

Кроме того, препарат может положительно влиять на поведение, ускорить коррекцию заикания у детей, сделав маленького пациента более спокойным. Помимо этого, Гопантомид может способствовать избавлению от нервного напряжения, помочь снять волнения, а также компенсировать последствия гипоксии. Также при заикании у детей могут быть показаны витаминно-минеральные комплексы, позволяющие укрепить организм. Воздействие, направленное на первопричину заикания у детей призвано сделать лечение результативным и одновременно устранить ряд сопутствующих невротических проблем.

Не менее важно, чтобы в отношении ребенка проводилась квалифицированная логопедическая коррекционная работа. Логопедические занятия должны проходить систематически, не реже двух раз в неделю и включать:

  • упражнения на развитие речевого дыхания;
  • упражнения по отработке звуков в изолированном произношении;
  • общее развитие речи;
  • работу над модуляциями голоса, темпом, ритмом и мелодикой речевого процесса;
  • расслабляющие практики для органов артикуляции;
  • работу над развитием мелкой моторики ребенка.

Также хорошие результаты при заикании у детей могут дать лечебно-оздоровительный массаж, плавание в бассейне и занятия вокалом [4]. В частности, при пении у заикающегося ребенка практически не возникает судорог и запинок. Это помогает побороть страх перед коммуникацией, научиться управлять дыханием и голосом, а также отрабатывать проблемные звуки. Особенно эффективным может оказаться хоровое пение и дуэты, которые имитируют диалоговую форму речевого общения.

Каждый случай заикания у детей индивидуален и применять одинаковый подход к лечению недопустимо. Комиссия врачей для адекватной коррекции заикания у детей должна точно поставить диагноз, определив отсутствие или наличие и степень поражения ЦНС, тип судорог, их локализацию, готовность ребенка идти на контакт и наличие сопутствующих неврологических заболеваний и особенностей. Если коррекция заикания у детей начата вовремя, проводится надлежащим образом и имеет поддержку со стороны родителей, вероятность полностью вылечить ребенка очень высока и прогноз благоприятен.

Источники:

[1] — https://zdravcity.ru/blog-o-zdorovie/esli-rebenok-zaikaetsya/

[2] — https://www.dialine-lab.ru/spravochnik-zabolevaniy/nevroticheskoe-zaikanie/

[3] — https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/neurosis-stuttering

[4] — https://stuttering.ru/node/12